Перейти к публикации
fishmen

Обсуждение электромоторов

Рекомендованные сообщения

fishmen

Давно мониторю данную тему на русфишинге. Она очень большая - под 1400 страниц уже , что говорит об активном использовании электромоторов в стране. На клёвоклубе как-то не особо касались этой темы, но многие имеют электромотор, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного двигателя лодки. Предлагаю объединить и обобщить тут вятско-электромоторный опыт, а так же помочь начинающим с выбором.

Немного информации для начала темы.

1. Назначение.

В первую очередь электромоторы предназначены для ловли рыбы на спокойной воде небольших водоемов - озер, небольших водохранилищ, заливов, рек без сильного течения.
Электромотор предназначен, в первую очередь, как дополнительный мотор на лодках и катерах и именно для комфортной рыбалки. Без проблем передвигает лодку или катер общим весом до 1200 кг. Для малых лодок возможно использование электромотора как основного двигателя.
Ну и конечно электромотор это замена весел.

2. Плюсы.

  • Мотор очень легкий, вес самого мощного не превышает 10 кг.
  • Практически бесшумный, позволяет передвигаться, не пугая рыбу.
  • Мгновенно запускается.
  • Отличная маневренность и управляемость.
  • Позволяет ходить по мелководью.
  • Почти не наматывает траву на винт.
  • Минимальные затраты на эксплуатацию.
  • Нет необходимости в подготовке к зиме.
  • Занимает минимум места в багажнике автомобиля.
  • Комплект электромотора с аккумулятором в два раза дешевле бензинового двигателя минимальной мощности.

3.  Минусы.

  • Небольшой запас хода. В реальности, одной зарядки аккумулятора хватает на 1-2 дня рыбалки.
  • Невысокая скорость передвижения, не более 5-7 км/час.
  • Невозможность передвижения при сильном течении или сильном ветре.

Все вышеперечисленные недостатки присутствуют в случае использования электромотора, как основного и единственного двигателя на лодке. Если на лодке есть еще и бензиновый двигатель, то дополнительное присутствие электромотора добавит только достоинства на рыбалке.

4. Выбор необходимой мощности двигателя.

Мощность лодочного электродвигателя обозначается не в привычных для двигателей внутреннего сгорания лошадиных силах, а в развиваемом мотором тяговом усилии. По традиции американских производителей лодочных электродвигателей, в характеристиках мотора «тяга» обозначается в фунтах. Упрощенно тягу можно проверить так - привязываем к лодочному фалу простейшие рычажные весы (безмен, кантор), а безмен к неподвижной опоре. Запускаем электромотор на полную мощность. Показываемые безменом «кг» и есть «тяговое усилие» данного мотора.

Иногда, в характеристиках лодочного электромотора указывают не «тяговое усилие», не совсем понятное для выбора мотора под конкретную лодку, а максимальный вес лодки, который данный мотор сможет осилить. С максимальным весом лодки все понятно. Берете вес лодки, плюсуете вес мотора и аккумулятора, плюсуете свой вес и вес всего перевозимого в лодке снаряжения и снастей, это и будет тот вес, по которому надо подбирать мощность мотора.

А вот, если в характеристиках электродвигателя указана только «тяга», в кг или в Lb (фунтах), то для подбора необходимой мощности можете воспользоваться табличкой (1 фунт = 0.454 кг).
 

8.jpg


Отметим, что такой подбор требуемой мощности двигателя является приблизительным. Реально требуемая мощность будет зависеть и от лодочных размеров и ее обводов, и от лодочного винта, и от развесовки груза в лодке, и от условий плавания. Всегда лучше брать мотор с некоторым запасом мощности.

5. Мощность двигателя и скорость движения.

Для лодочных электромоторов опять все не так, как у обычных бензиновых двигателей. Электромоторы позволяют двигаться только в водоизмещающем режиме без выхода на глиссирование. Поэтому, значительное увеличение мощности электромотора, а соответственно и средств на его приобретение, увеличивает скорость лодки незначительно. Средняя скорость лодки под электромотором, на полной его мощности, составит порядка 5-8 км/час. Увеличение же мощности мотора в 1,5 раза, увеличит скорость передвижения всего на 1-3 км/час. И еще раз напоминаем, что лодочный электромотор не является «маршевым» двигателем и у него совсем другие задачи.

6. Скорость, время, расстояние.

Приведем данные измеренных скоростей на пластиковой лодке длиной 3,3 м с одним рыбаком и поклажей на борту при использовании двигателя минимальной мощности Minn Kota Endura 30. Время движения до полной разрядки аккумулятора несложно рассчитать, разделив его емкость на потребляемый двигателем ток. Напомним, что обычно приводится максимально потребляемый ток на максимальной передаче. При движении на более низких передачах значительно снижается и потребляемая сила тока.
 

9.jpg


В таблице добавлены расчетное время движения на различных передачах и максимально пройденное расстояние при использовании аккумулятора емкостью 75 А/ч до полной его разрядки. Обычно, полной зарядки тягового аккумулятора  емкостью 80-90 А/ч вполне хватает на   два дня полноценной рыбалки.

(Источник: Журнал "СУНДУК Рыбака-Охотника" )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
АлексейС

Конечно это статья общая и немного устаревшая. Несколько лет назад она еще была актуальная, но только там где рыбачат на озерах. На реках с более менее нормальным течение электромотор уже как маршевый точно не актуален.

Но, троллинговые эектромоторы совместно с технологиями GPS породили такие замечательные вещи как электронные якоря, а это очень удобно!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
fishmen

Сам начал, сам и продолжу, т.к. наткнулся на картинку график, которую сам и создавал.  Выкладывал её так же на русфишинге и  более нигде не видел.

Речь пойдет о такой "приблуде" к электромотору , как ШИМ.  (он же ШИр, он же максимайзер)

Дело в том, что простейшие  ЭМ для регулировки скоростей используют обычные балластные сопротивления, которые, конечно, тоже хорошо кушают и  тупо греют воду, т.к. находятся в "голове" мотора для лучшего охлаждения.  Прямая безбалластная скорость - это 5-ая.   Но прогресс не стоит на месте и уже давно для регулировки  мощности используются ШИМы . Суть таких устройств - не уменьшать ток, а подавать максимальный ток, но порциями.   Производители ЭМ уже давно предлагают моторы с такой технологией. У минкоты - это максимайзер  и такая модель существенно выше по цене чем простой ЭМ с балластами.  Но зайдя на али или ибэй можно купить такой ШИМ  и с успехом приладить к своему ЭМ. В настоящий момент есть даже ШИМы с реверсом, т.е. меняющие полярность на выходе и позволяющие  применить ШИМ для заднего хода

Например, для 30-й минкоты подойдет вот такой ШИМ на 40 Ампер (безреверсный) https://www.ebay.com/itm/0-01-2000W-40A-12V-24V-48V-MAX-DC-Motor-Speed-Control-PWM-HHO-RC-Controller-Kits/202111646674?epid=1573349974&hash=item2f0ecafbd2:g:nLcAAOSwl2haCRDW

Делал эксперимент - швартовался  на реке к кусту и проводил замеры тяги электронным безменом при разных режимах скорости мотора   на балластах и с ШИМ.

Результат отображен в графике. Видно что при одинаковой тяге (в кг)  мотор потребляет разный ток.

5a33c2319f785_.JPG.c38648c91d76e28a3b6c253bd41a00cc.JPG

Но нужно отметить тот факт, что на максимальной скорости ШИМ  наоборот, немного потребляет "в себя" , т.к.  это полупроводники и они имеют некоторое сопротивление.   Т.е. если вы используете ЭМ  только на 4-5-й скорости, то ШИМ - это не для вас.   ШИМ более  разумно использовать, если вам нужны скорости 1-3.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...